Пятница
29.03.2024
02:48
Форма входа
Поиск
Tanslate
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Нужен ли Вам Интернет-ресур для организации сообщества учебного заведения?
Всего ответов: 22
Наши Кнопки
Мы в ВКОНТАКТЕ
Статистика
Образовательный портал
Главная » 2011 » Март » 4 » Основные беды российских школ
21:00
Основные беды российских школ


    Содержательную сторону стандартов образования теперь все  обсуждают      активно, возможно, мы получим красивый закон, такие же    стандарты. Да и  раньше они позволяли организовать качественное  образование, если подойти с  умом. Но мало кто обсуждает проблемные  вопросы, которые сводят даже  сносные нормативные документы в  декларативные. Предлагаю для обсуждения  несколько из них, с точки зрения  педагога, находящегося в самом низу большой  пирамиды системы образования.

1. Стандарты в старшем звене общего образования предусматривают деление класса на подгруппы по выбранным учащимися профильным дисциплинам. Это было и раньше, это предусматривает и проект новых стандартов второго поколения. Однако это влечет за собой увеличение количества часов на класс для финансирования (55-65 часов, а то и более). В то же время норматив финансирования рассчитывают исходя из 36 часов плюс часы за счет деления по отдельным дисциплинам (иностранный, физкультура, информатика и ИКТ, практикумы). Финансовые отделы региональных и муниципальных органов в связи с переходом перестали финансировать создание профильных подгрупп, хотя в пояснительной записке базовых учебных планов уже давно учащимся и руководителям ОУ дано право выбирать профильные дисциплины. Если выполнить все пожелания – то и 70 часов не хватит на класс, а это уже практически двойной расход финансов по классу. 

Директора изворачиваются, решают проблему кто как может, хотя государство обязалось дать детям такую возможность выбора, финансисты срезают под корень хорошие идеи. И главное – все молчат, будто нет проблемы.

2. Кроме того, нормативы финансирования совершенно не учитывают наличие (или отсутствие) в ОУ развитой системы дополнительного образования, наличие пришкольного интерната. Одинаковый норматив финансирования у школ, обеспечивающих существенно разный уровень качества образования выпускников. В результате – школам не выгодно напрягаться, гораздо выгоднее не заниматься дополнительным образованием, отказываться от интернатов пришкольных, и в рейтинговой таблице по качеству образования не стремиться быть в числе лидеров (моральное удовлетворение как масло сливочное не намажешь на кусок хлеба). Единственная выгода при нормативном финансировании – набирать в школу как можно больше детей, рассадить как можно плотнее в классах (благо прокуратура и роспотребнадзор уже два года закрывают глаза на нарушение норм комплектования классов) и не заботясь о качестве, дать минимум образования (чтобы не сильно ругали), а дополнительный фонд зарплаты распределить между педагогами, уже не способными работать на качество при такой наполняемости классов.

Финансирование образования ниже минимального порога – половина беды, организация уравниловки – умышленные действия по уничтожению сферы образования на перспективу под корень.

3. Все, кому не лень болтать, любят обсуждать тему вымогательства, поборов с родителей в школах. В результате сверху директорам шлют угрожающие указания. Но никто не поднимает вопрос о том, а почему школы (т.е. директора, заведующие садиками) умышленно идут на грубое нарушение законодательства, рискуя быть наказанными по заслугам (а теперь все чаще – неся уголовную ответственность)?

Возможно ли обсуждать эту проблему хотя бы на общественном уровне?

Можно ли поставить вопрос на обсуждение: «А почему родители для своих детей-учащихся сами покупают учебники, покупают электролампы в классах, несут расходы по ремонту своего класса, по охране своих детей в школах?» На мой взгляд, причина простая: ни в Законе «Об образовании», ни в уголовном, ни административном кодексах не предусмотрена никакая мера ответственности учредителей за недофинансирование подведомственных учреждений по этим бюджетным статьям расходов. Все об этой главной причине молчат, а отдельным «нежелательным выскочкам» теперь принято быстро затыкать рот, организовав публичное наказание за поборы.

4. В течение последних 20 лет в педагогические вузы поступают в большинстве те абитуриенты, которые не смогли поступить туда, куда хотели (низкий уровень образованности, необеспеченность родителей). Соответственно – такой же выпуск, из них наиболее продвинутые пробиваются туда, где есть возможность реализоваться, почувствовать себя человеком. Оставшаяся часть пополняет среду пенсионеров и «предпенсионеров» в образовательных учреждениях.

Об этой проблеме все знают, но с гордостью молчат органы управления образованием снизу доверху.

Проблема по-настоящему не признается проблемой и не обсуждается никем, пути решения не отражаются в проектах документов по развитию образования, включая проекты законодательных актов. Современный учитель уже не тот, который стремится выдать результат на энтузиазме. Провалится в небытие любая программа развития, не ставящая на первый план кадровую политику, не предусматривающая финансовый вклад в развитие по принципу, исключающему принцип уравниловки. Общественных органов, способных воздействовать на развитие образования, на местах нет и в ближайшее время не ожидается – абсолютное большинство в низовых звеньях не доходит до этого сознанием, находится в состоянии «лишь бы выжить» (сознание рабов), и большинство из них – «до пенсии».

На авторские права изложенных мыслей не претендую, от возможной ответственности за них не отказываюсь.

Валериан Яковлев, педагог

Материал взят с http://www.eduhelp.info/page/osnovnye-bedy-rossijskih-shkol

Просмотров: 1462 | Добавил: PlacTuD | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: